Самые распространенные манипулятивные техники:
1. Эмоциональная атака:
Здесь больше всего подойдет ремарка, сделанная на полях доклада Черчилля: «Довод слаб — повысить голос». Как вариант — перевод спора на личность. Используется все — намеки, насмешки, лишь бы поставить человека в невыгодное положение и заставить его сделать лишние движения и заявления.
2. Информационная атака:
Основная тактика данной уловки — взвалить на собеседника как можно больше информации — столько, чтоб он не смог ее переработать. Информация чаще всего не структурирована, и, как правило, подкреплена только безаппеляционностью говорящего. Делается для того, чтобы партнер по переговорам, боясь показать собственную некомпетентность, принял вариант предлагаемого решения.
3. Апелляция к авторитету:
" … мы же не будет беспокоить тех, кого беспокоить не следует, ибо в случае беспокойства они могут… " Персоны, как правило, не называются.
4. Лесть:
Стоит учитывать, что не все льстят на переговорах, и Вы и правда можете хорошо выглядеть или быть прекрасным специалистом. Лесть от комплимента отличает лишь наличие конкретной корысти — так что, если после «как вы прекрасно выглядите» следует «вы не могли бы…" знайте, Вам льстят.
5. Мнимая обида:
Все фразы типа «вы за кого нас, собственно, принимаете?» применяется для того, чтобы получить «моральное право» уйти в неконструктивную обиду либо вызвать комплекс вины.
6. Капкан аванса:
Суть всех уловок этого типа проще проиллюстрировать одной фразой: «Вы, как человек, несомненно, умный, согласитесь с моими доводами и справедливостью замечания….»
7. Давление на жалость:
Любое подчеркивание собственной «убогости». «Ах, сейчас кризис, нам так плохо», «ах, последние месяцы совершенно нет клиентов»… и т. д.
8. Негативный образ будущего:
Обрисовывание в жутких красках негативного будущего, которое произойдет, если:
• Мы с вами согласимся;
• Мы подпишем контракт на таких условиях;
• Вы не купите нашу услугу;
• Мы снизим цену еще на столько-то.
9. Клин:
Сталкивание оппонентов между собой, показывая разницу в их интересах либо статусах, например: «В отличии от Ваших коллег, Вы человек умный, с Вами мы договоримся». Также применима форма «Подождите, вы сначала говорили…, а теперь заявляете, что… «
10. Псевдодоговор:
Основной принцип: «Давай сначала ты мне что-то дашь, вот прямо сейчас, а там потом посмотрим». «Потом» естественно, всегда остается «потом».
11. Смена статуса:
В переговорах оппонент искусственно завышает или занижает свой статус «Я человек маленький, ничего не решаю, а начальство в отпуске». Направлено на изменение своего формата.
12. Стрелка:
Вбрасывается какой-либо неприемлемый довод, и тут же меняется тема разговора. Если не обыграть ситуацию, то действие развернется по принципу «молчанье — знак согласия». «А что, я же не услышал возражений».
Нет универсальных средств — есть ситуация, в ней и действуйте
Помните, не так страшна манипуляция, как ее малюют — человек, который применяет ее против Вас, сам уязвим по тому же направлению — «Если этого боюсь я, этого боятся и они».
Помните, что любая пропущенная манипуляция будет понижать Ваш статус, так что просто возвращайте все «комплименты» обратно, желательно — с дополнениями и улыбкой. Доброй, искренней улыбкой.